Суббота, 27.04.2024, 20:05
Приветствую Вас Гость | RSS
«ДЕШЕВЫЕ»АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВЕСЫ ОБХОДЯТСЯ ДОРОЖЕ

или «Как выбрать автомобильные весы через ИНТЕРНЕТ?»
Часть 2

С момента опубликования моей первой статьи прошло два с половиной года [1]. Она была прочитана многими сотнями потенциальных покупателей автомобильных весов. Специально для нее был создан этот сайт www.kakvybratvesy.ru. Уверен, что многим она помогла сделать правильный выбор. Основные советы, высказанные тогда, и сегодня остаются актуальными.

Мировой финансово-экономический кризис обострил конкуренцию между участниками рынка автомобильных весов. В ход пошли такие жесткие инструменты борьбы как демпинг, недостоверная реклама и манипулирование сознанием потребителя. Это заставило меня вновь вернуться к старой, но важной теме и поделиться своими новыми соображениями о том, как сегодня избежать дорогостоящих ошибок при покупке автомобильных весов.

Первое поле сражения за внимание потенциального покупателя – выдача поисковика «ЯНДЕКС» по словосочетанию «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВЕСЫ». Здесь – вакханалия демпинговых цен. Предлагаются автомобильные весы на 60 т за 400 и даже 390 тыс. рублей! С авансовым платежом 20%, гарантией 3 года и поставкой мгновенно со склада! И месяц за месяцем, несмотря на ощутимое удорожание металла, рекламно-завлекающие цены весов снижаются. Что это? – заявка на Нобелевскую премию в области экономики или, выражаясь на языке юристов, недобросовестная реклама?

Цены такие, что рука сама тянется к телефону! После переговоров убеждаешься, что новые «Жигули» все-таки нельзя купить за 120 тыс. рублей, а самые ходовые 60-тонные автовесы с платформой 18 м за 400 тыс. рублей! Только с платформой 12 м и тонким настилом, без аксессуаров, закладных деталей фундамента и многого другого. Весы с НПВ = 60 и 80 т и длиной платформы 18 м стоят по-разному. От 520 до 800 тыс. рублей, включая НДС

Какие весы выбрать? Самые дешевые, чтобы сэкономить или самые дорогие, но тогда ради чего? Ответ очевиден – только не «дешевые»! Далее, на примере автомобильных весов с НПВ = 60/80 т и грузоприемной платформой длиной 18 м, я объясню, почему «дешевые» весы в результате обходятся пользователю дороже.

1. Арифметика весов

Цена автомобильных весов складывается из стоимости металла, оплаты труда на изготовление из него грузоприемной платформы, цены датчиков и электроники, а также прибыли производителя.

На грузоприемную платформу длиной 18 м можно потратить от 8 до 12 тонн металлопроката. В первом случае она будет тонкой, гибкой и ненадежной, а во втором – прочной и жесткой. Возможная экономия – 100…120 тыс. рублей. Последствия такой экономии – остаточные деформации конструкции, постепенное разрушение платформы и «вранье» при взвешивании, начиная со второго дня «боевой» эксплуатации весов.

Производители «дешевых» весов экономят на металле следующим образом. Толщина настила весов уменьшается с 6…8 до 4…5 мм. Ширина платформы уменьшается с 3 до 2,9 и даже до 2,8 м! В результате настил трещит и лопается, платформа изгибается, точность весов ухудшается, а время взвешивания из-за необходимости «целиться» при заезде увеличивается. Одним словом, страдает потребитель.

Производитель весов может изготавливать грузоприемную платформу и составляющие ее детали в заводских условиях – на хороших станках, стапелях, силами квалифицированного персонала или «на коленках» в гараже, используя дешевых тружеников из ближнего зарубежья. Как Вы думаете, в каком случае затраты на изготовление платформы будут ниже? Здесь производитель «дешевых» весов потенциально накажет Вас еще раз, увеличив свою выгоду примерно на 50 тыс. рублей!

И последнее. Используя дешевые датчики и электронику из «дальнего зарубежья», производитель, предлагающий в Интернете самую аппетитную цену, «наварит» себе еще полтинник и нанесет самый серьезный урон метрологии и надежности весов.

На этих датчиках и приборе могут быть наклеены очень приличные этикетки с какими-нибудь тремя латинскими буквами или придуманными «на ходу» европодобными названиями мифической фирмы-производителя. Иногда, включив обоняние, Вы сможете уловить идущий от таких датчиков «нежнейший» запах жареной селедки. Под парадной этикеткой может оказаться вторая, настоящая, с графическими символами, даже отдаленно непохожими на кириллицу или латынь.

Это иллюстрация еще одной опасной тенденции последнего времени. Несколько наших российских коллег-производителей автомобильных весов в одночасье превратились еще и в производителей датчиков. За год-два они вдруг «освоили производство» нескольких десятков типов тензодатчиков для автомобильных, вагонных и платформенных весов. Для справки скажу, что у ведущих мировых производителей на освоение и внедрение этих технологий уходили десятилетия.

Наши «акселераты» называют это чудо модным словечком «аутсорсинг». Хотя на самом деле «аутсорсинг» - это совсем другое – размещение части производственного заказа «на стороне» на основе своей технической документации. Сомневаюсь, что кто-то из них в состоянии разработать такую документацию в течение ближайших 5 лет!



2. Экономика весов

Теперь подойдем к проблеме «дешевых» весов со стороны потребителя. Положим, Вы «клюнули» на заманчивые цены и под напором словоизвержения умелых продавцов, купили такие весы. Что дальше?

Последствия лучше изучить на конкретном примере. Порой даже тот, кто эксплуатирует «дешевые» весы в течение нескольких месяцев, не догадывается о том, что уже несет серьезные финансовые потери.

Суть примера такова. Директор элеватора, чтобы порадовать собственника решил сэкономить на покупке автомобильных весов. Для приема будущего урожая им были закуплены весы с НПВ = 60 т и длиной платформы 18 м по цене 580 тыс. рублей.

Теперь мы знаем, что «дешевые» весы могут быть сделаны только на базе «селедочных» датчиков и электроники из «далекого-далека». Платформа сварена шабашниками из минимума самого дешевого металла, как «каша из топора» в известной сказке.

В паспорте «дешевых» весов, как и в паспорте «честных» (дорогих) написано, что погрешность взвешивания автомобиля не превышает ±20 кг. Разница только в том, что реально погрешность «дешевых» весов будет в 2... 3 раза больше декларируемой. Основные причины этого подробно рассмотрены в статьях [2] и [3]. Ими являются нестабильность, плохая термокомпенсация и негерметичность датчиков, низкая помехоустойчивость электроники, деформации платформы и фундамента (рис.1 и 2).



Рис.1. Влияние температуры на величину погрешности автомобильных весов

(А) – «честные» (более дорогие) весы
(В) – «дешевые» весы с датчиками, имеющими большую температурную погрешность


Рис.2. Влияние деформаций грузоприемной платформы и проседания фундамента на величину погрешности весов

(А) – «честные» (более дорогие) весы,
(В) – «дешевые» весы без фундамента с нежесткой, изготовленной «на коленках» платформой

Пример 1 – За сутки элеватор принимает с поля 4000 т зерна пшеницы, завозимой 200 автомобилями. Средняя цена пшеницы 4 500 руб./т. Пусть погрешность дешевых автомобильных весов всего в 2 раза превышает заявленную в паспорте и соответственно равна ± 40 кг.

Надо оценить возможные суточные потери элеватора вследствие использования «дешевых» весов из-за их неточной работы по сравнению с «честными» (более дорогими) весами.

Решение:
1) Суточный «недовес» принимаемой на хранение пшеницы (при занижении показаний) составит
Н = (40-20) х 200 = 4 000 кг = 4 т/сутки
2) Суточные денежные потери, вызванные этим «недовесом», составят
Д = 4 х 4500 = 18 000 рублей/сутки
Ответ:

Ежесуточные потери при приеме зерна на элеваторе в результате использования «дешевых» автомобильных весов могут составить 18 000 рублей

Теперь оценим срок окупаемости «честных» (более дорогих) весов по сравнению с неточными – «дешевыми». Определим также возможные ежеквартальные потери элеватора от эксплуатации, так называемых, «дешевых» весов

Пример 2 – Цена «дешевых» автомобильных весов с НПВ = 60 т равна 580 000 рублей, а дорогих – соответственно 800 000 рублей. Период приема зерна – 60 дней. Надо определить срок окупаемости «честных», но дорогих весов по сравнению с «дешевыми»

Решение:

Срок окупаемости «честных» весов составит
Т = (800 000 – 580 000) / 18 000 ? 12 дней!

Убыток элеватора за период приема зерна при использовании «дешевых» весов составит
У = 60 х 18 000 рублей = 1 080 000 рублей!

Ответ:

Разница в цене «дорогих» и «дешевых» автомобильных весов окупится примерно за 12 рабочих дней. Убытки, которые может понести элеватор при использовании «дешевых» автомобильных весов за период приема зерна, могут превысить один миллион рублей!

Приведенные примеры подтверждают известную поговорку «скупой платит дважды», правда в нашем случае он может заплатить в несколько раз больше.

Заключение

Старая европейская пословица гласит: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи!». Русская пословица аналогичного смысла даже рифмуется: «Дешево – да гнило, дорого – да мило!»

Цифры свидетельствуют, что из-за использования некачественных комплектующих и нежесткой грузоприемной платформы, «дешевые» весы обходятся потребителю существенно дороже!

Вроде бы, прочитав статью и проделав вычисления, мы не узнали ничего нового, а просто убедились в правоте наших мудрых предков. На самом деле, в отличие от предков, мы получили цифры, которые, как известно, «упрямая вещь»!

Цифры свидетельствуют, что из-за использования некачественных комплектующих и нежесткой грузоприемной платформы, «дешевые» весы обходятся потребителю существенно дороже! И чем ценнее используемое Вами сырье и взвешиваемая продукция, тем убытки от использования «дешевых» весов ощутимее.
И чем ценнее используемое Вами сырье и взвешиваемая продукция, тем убытки от использования «дешевых» весов ощутимее.

Сформулируйте теперь принцип выбора Ваших будущих автомобильных весов сами! Смысл предельно прост – смотрите на цену и на производителя весов. Автомобильные весы – не дешевые кроссовки или штаны – порвались, купил новые. Это дорогая покупка на много лет. От их качества зависит эффективность Вашего бизнеса, благополучие коллектива предприятия и Вашей семьи!

Успехов Вам и процветания!

Литература

Сенянский М.В. Как выбрать автомобильные весы через ИНТЕРНЕТ? – «Главный метролог», № 2, 2008
Сенянский М.В. Взвешивайте самыми лучшими весами, потому, что взвешивая, Вы считаете свои деньги – «АПК Юг», № 09 (35), 2008

Сенянский М.В. Автомобильные весы № 1 – преодолеем кризис вместе! – «АПК Эксперт», III квартал, 2009

по материалам "Тензо-М"